Меню Версия для слабовидящих

Основные внешнеполитические итоги 2017 года

25.01.2018

В 2017 году российская дипломатия решала многоплановые задачи по обеспечению национальной безопасности и созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны. Россия сохраняла самостоятельный внешнеполитический курс, продвигала объединительную повестку дня, предлагала конструктивные варианты решения международных проблем и конфликтов. Развивала взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными государствами, играла активную роль в работе ООН, многосторонних организаций и форумов, включая «Группу двадцати», БРИКС, ШОС, ОБСЕ, ОДКБ. Помимо прочего, российского политика была направлена на предотвращение дестабилизации международных отношений – такой ответственный курс нашей страны встречал широкое понимание в мировом сообществе.

1. Особое внимание уделялось поддержанию стабильности и развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества независимых государств. Российское председательство в СНГ в 2017 году способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества наших стран в экономической, правоохранительной, гуманитарной и других областях, а также в сфере внешнеполитической координации. Значимыми результатами по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стали завершение работы над Таможенным кодексом, одобрение «дорожной карты» действий по развитию интеграции, принятие плана мероприятий по реализации скоординированной транспортной политики государств-членов на 2018-2020 гг. Завершение переговоров с Пекином по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве стало важным этапом в процессе сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, являющегося частью китайской инициативы «Один пояс – один путь».

2. Подлинно союзнический характер отношений между Россией и Белоруссией подтвердили проведенные в сентябре совместные стратегические учения вооруженных сил двух стран «Запад-2017». Динамично развивались связи с другими союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности – Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Основным политическим итогом деятельности ОДКБ стало принятие главами государств-членов Декларации в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием Организации (ноябрь).

Заметно активизировались связи с Узбекистаном. Подписание двустороннего Договора о стратегическом партнерстве открыло новую страницу в традиционно близких отношениях с Туркменистаном. На встрече министров иностранных дел каспийских государств (декабрь) завершено согласование проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря с прицелом на ее подписание в ходе саммита «пятерки» в Казахстане в 2018 году.

3. Россия проводила конструктивную линию в урегулировании внутриукраинского конфликта путем реализации Минских договоренностей. В сентябре Президент России предложил разместить в регионе миссию ООН по охране наблюдателей СММ ОБСЕ. В декабре российская сторона способствовала организации обмена пленными между Украиной, ДНР и ЛНР.

4. На европейском направлении поддерживались активные политические контакты с ФРГ, Францией, Италией, Австрией, Венгрией, Грецией, Кипром, Финляндией, Чехией, Сербией. Россия подтвердила свою ведущую роль в развитии международного арктического сотрудничества, проведя в Архангельске IV форум «Арктика – территория диалога» (март).

Во взаимодействии с Европейским союзом положительным итогом стало оживление политдиалога на высшем и высоком уровнях и отраслевого сотрудничества. Контакты с Североатлантическим альянсом, проводящим конфронтационную линию в отношении России, не имели возможности для конструктивного развития. Площадка ОБСЕ энергично задействовалась для отстаивания российского взгляда на широкий круг общеевропейских проблем. Россия участвовала в работе органов Совета Европы. Поддерживались действия российских представителей в его Парламентской ассамблее по возвращению этого органа к здоровой форме работы без какой-либо дискриминации.

5. Энергичная вовлеченность России в дела Сирии способствовала ликвидации основных сил террористической группировки «Исламское государство» в этой стране и формированию предпосылок для политического урегулирования конфликта под эгидой ООН. Совместно с Ираном и Турцией Россия выступила гарантом договоренностей о прекращении боевых действий между правительственными силами и вооруженной оппозицией, а также выработала параметры проведения Конгресса сирийского национального диалога с участием широкого круга представителей народа Сирии.

6. Получили серьезный импульс двусторонние отношения и с другими государствами Ближнего и Среднего Востока: Египтом, Саудовской Аравией, Израилем, Иорданией, Ираком, Катаром, ОАЭ. В заявлении МИД от 7 апреля Россия подтвердила приверженность цели создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, признавая в этом случае Западный Иерусалим в качестве столицы Израиля.

7. При инициативной роли России в состав Шанхайской организации сотрудничества приняты Индия и Пакистан. В целях активизации поиска путей афганского урегулирования Россия инициировала возобновление работы Контактной группы «ШОС – Афганистан» и в октябре провела ее заседание. В феврале и апреле состоялись консультации по афганской проблематике в Московском формате, призванные содействовать процессу национального примирения в ИРА.

8. Отражением высокой динамики российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия стали два визита Президента России В.В.Путина в Китай (майская встреча в рамках инициативы «Один пояс – один путь» и сентябрьский саммит БРИКС) и визит Председателя КНР Си Цзиньпина в июле в Россию.

Одним из проявлений укрепившегося взаимопонимания Москвы и Пекина по вопросам международной безопасности стало выдвижение совместной инициативы по мирному урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.

Хорошими темпами развивались диалог и сотрудничество с Японией, Южной Кореей, Монголией, Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами.

9. Традиционно конструктивным оставалось качество связей с большинством стран Западного полушария. Состоялись встречи на высшем уровне с Бразилией, Мексикой, Венесуэлой и Уругваем.

Были установлены контакты с новой администрацией США. Личные встречи В.В.Путина и Д.Трампа прошли «на полях» июльского саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, а также в ходе форума АТЭС в Дананге. Взаимодействие с Вашингтоном по двусторонней повестке дня и решению актуальных международных проблем осуществлялось в той мере, в какой это отвечало российским национальным интересам.

10. Россия выполняла свои обязательства в области обеспечения режимов нераспространения ОМУ. Завершен процесс ликвидации российских запасов химического оружия. Принципиальной оставалась линия в поддержку выполнения всеми сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

11. В контексте работы по сохранению исторической правды о Второй мировой войне Министр иностранных дел России С.В.Лавров в выступлении на 72-й сессии Генассамблеи ООН выдвинул инициативу об обеспечении международно-правовых рамок против разрушения мемориального наследия.

12. Россия выступила принимающей стороной крупных международных форумов: XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (октябрь), 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза (октябрь), XXI Петербургского международного экономического форума (июнь), Восточного экономического форума (сентябрь), VI Московской конференции по международной безопасности (апрель) и VIII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (май).

Прошедший в России Кубок конфедераций по футболу (июнь-июль) стал прологом к крупнейшему международному спортивному событию – Чемпионату мира по футболу, который пройдет в нашей стране в 2018 году.