О проблемах сельских территорий и сложностях реализации федеральной программы по устойчивому развитию сельских территорий шла речь на экспертном совещании, прошедшем на площадке Народного фронта с участием депутатов Госдумы, экспертов по сельскому хозяйству. Мероприятие состоялось накануне запуска серии исследований по оценке эффективности реализации данной программы. Мониторинги будут осуществляться в рамках общественного проекта «Гражданский контроль на сельских территориях» силами Российского союза сельской молодежи (РССМ) и Народного фронта. Планируется опросить сельских жителей, провести рейды по объектам инфраструктуры с целью выяснить, насколько разумно тратятся государственные средства, выделяемые на развитие села.
По данным исследований ОНФ, проведенных за последние два года, уровень и качество жизни сельского населения сильно отстают от уровня жизни в городах. Несмотря на динамичное развитие агропромышленного комплекса, отток людей из села растет. При этом федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», рассчитанная до 2020 г., реализуется в стране уже три года. Ответственные министерства и ведомства рапортуют, что целевые индикаторы и показатели госпрограммы выполняются и перевыполняются. Однако, по мнению активистов ОНФ, программные мероприятия не обеспечивают заметных темпов развития жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры села, необходимых для повышения качества жизни сельского населения.
По прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность проживающих в селах сократится до 35,5 млн, к началу 2030 г. – до 32,3 млн, а доля населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%. Такая ситуация осложняет решение проблем более полного и эффективного использования природного и материального потенциала сельских территорий, импортозамещения и повышения продовольственной независимости и безопасности страны.
Между тем, в сельской местности проживает 36% всех российских безработных и почти 40% малоимущих. Уровень безработицы сельского населения существенно выше уровня безработицы городских жителей, в 2016 г. – в 1,7 раза.
Модератор совещания, председатель Центрального Совета РССМ, член Центрального штаба ОНФ Юлия Оглоблина подчеркнула, что в последние годы в целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их доступности. «Мониторинги, проведенные ОНФ и РССМ в 2016-2017 годах, сформировали реальную картину состояния социальной инфраструктуры на селе. Например, исследование доступности и качества медобслуживания для жителей сельских территорий, в котором прияли участие более 10 тыс. человек из 58 субъектов РФ, позволило сделать вывод о том, что эти показатели за последний год существенно снизились. А исследование по кадровому обеспечению АПК, в котором участвовали 1500 студентов аграрных вузов, техникумов и училищ из 60 регионов, выявило, что работать на селе после получения диплома не собираются 35% опрошенных. Основными причинами отказа они назвали низкую заработную плату в сельском хозяйстве и отсутствие инфраструктуры на селе», — сказала она.
Первый заместитель полномочного представителя Республики Мордовия при Президенте РФ Дмитрий Торопов считает, что для изменения ситуации необходимо пересмотреть объемы строительства на селе и в городе в пользу села, с созданием новых производств. «С каждым годом снижается финансовая самостоятельность сельских поселений и муниципальных образований, что препятствует их развитию, снижается роль органов местной власти, усиливается централизация управления территориями. В этой ситуации предлагаю Межведомственному комитету при Минсельхозе РФ предоставить больше полномочий регионам в этом вопросе. Также нужно пересмотреть налоговую политику в отношении сельских поселений и муниципальных образований, увеличить финансовую поддержку развития сельских поселений, в том числе дорожного фонда», — отметил он.
Согласился с ним и депутат Госдумы Ильдар Бикбаев, подчеркнув, что нельзя затягивать решение финансовых вопросов. «Приведу пример. Главы сельских поселений во многих регионах просто не знают, как затыкать дыры по организации противопожарной безопасности. Ведь есть штрафы по невыполнению этой обязанности. А обеспечивать эту безопасность не на что. Если ситуация не изменится, то в скором времени будет невозможно найти людей на должности глав поселений», — подчеркнул депутат.
Также было предложено модернизировать финансово-кредитную систему обеспечения сельских поселений. «Банки вкладываются в крупные проекты, им нет дела до простых жителей села, которые хотят развивать свои территории. Зачастую кредиты получают крупные компании, находящиеся в столице. Можно перенять зарубежный опыт в этой сфере. Например, в Германии в каждом муниципалитете есть сберегательные кассы, которые выдают деньги местным сельхозпроизводителям и расходовать их можно только в рамках данного конкретного муниципалитета», — рассказал главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
Председатель регионального отделения РССМ Подмосковья Александр Лагутин отметил значимость информационно-консультационной помощи населению сельских территорий: «Основное внимание нужно уделить разработке рекомендаций по укреплению кадровой и финансовой составляющих ресурсной базы сельских муниципальных образований. Необходима консультация населения о проводимой государством политике по развитию сельских территорий и поддержке агропромышленного комплекса, возможности использования механизмов действующих программ и реализуемых проектов в сфере сельского хозяйства, консультация по существующим вакансиям в сфере АПК».
В формате видеосвязи в совещании приняли участие активисты ОНФ и РССМ из 27 субъектов РФ. Представители регионов, которые участвовали в совещании по интернет-связи, посетовали на то, что зачастую главам сельских поселений приходится выполнять работу, в которой они некомпетентны. Так, например, как рассказала председатель Крымского регионального отделения РССМ Евгения Стрибань, модернизацию социально-инженерной инфраструктуры должен осуществлять глава сельского поселения, который по профессии может являться простым почтальоном. Она предложила создавать специальные службы, которые помогут сельским поселениям в решении вопросов, требующих вмешательства узких специалистов.
Представитель Коми регионального отделения РССМ Александр Ермолин рассказал о поддержке гражданских инициатив в регионе. Он поделился опытом развития системы органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в Республике Коми и привел примеры реализованных ТОСами проектов, направленных на развитие сельских территорий.
Также в рамках мероприятия выступили глава К(Ф)Х, заместитель председателя регионального отделения РССМ Подмосковья Елена Малышева, предложившая составить дорожную карту по способам приобретения прав на земельные участки для ведения ЛПХ и КФХ и разработать своего рода схему взаимодействия с государственными органами, органами МСУ по вопросам выделения земельных участков, и председатель Кемеровского регионального отделения РССМ Мария Овчинникова, рассказавшая о проблемах, с которыми сталкиваются фермеры в области.
Юлия Оглоблина напомнила, что Президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию поручил правительству установить ответственность за недостижение показателей результативности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства. «Именно во исполнение поручений главы государства активисты ОНФ и РССМ проведут ряд мониторингов, общественных рейдов по объектам социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, которые приняли участие в реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Одновременно будет проведен опрос жителей сельских территорий, в которых за последние 3 года были реализованы мероприятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на предмет эффективности реализации мероприятий данной госпрограммы». Она подчеркнула, что все предложения по изменению ситуации на селе, прозвучавшие на совещании, будут учтены при исследованиях. По их итогам будет составлен рейтинг регионов по эффективности реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Также будут определены наиболее успешные проекты по развитию сельских территорий, реализованные в рамках программы, опыт которых будет предложен для применения по всей территории страны.
«Мы намерены выяснить, насколько разумно тратятся государственные средства, выделяемые на развитие села. Планируем провести мониторинги, опросы сельских жителей, рейды по объектам инфраструктуры. Считаю, что уже давно назрела необходимость в пересмотре подхода к сельскому хозяйству исключительно со стороны источника продовольствия, когда в приоритете — господдержка крупному агробизнесу. Нужно увеличить эффективность поддержки фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости сельского населения, в том числе через развитие ремесел и сельского туризма, снятие административных барьеров для сбыта продукции, облегчение доступа к природным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержку деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры», — резюмировала Юлия Оглоблина.