Совет Европы и федеральные органы государственной власти Российской Федерации, ответственные за реализацию молодёжной политики, осуществляют сотрудничество в сфере молодёжной политики с 1992 года. Приоритетными задачами этого сотрудничества являются поддержка развития молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в Российской Федерации, оказание поддержки некоммерческим молодёжным организациям, а также привлечение внимания к взаимодействию структур и органов власти и некоммерческих объединений.
В настоящее время совместные мероприятия Молодёжного Департамента Совета Европы и российских партнеров в лице Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодёжи и Национального Совета молодёжных и детских объединений России реализуются в рамках Плана действий на 2016-2017 гг. Рамочной Программы сотрудничества в сфере молодёжной политики между Советом Европы и Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений данной программы является содействие социальной инклюзии молодых людей и их переходу к профессиональной (трудовой) деятельности.
В рамках данного направления в мае 2016 года состоялся тренинг-семинар «50/50» с фокусом на доступ молодёжи к социальным правам, который стал одним из вкладов Российской Федерации, как члена Совета Европы с 1996 года, в реализацию вышеупомянутой Рекомендации.
Долгосрочный тренинг-курс по доступу молодых людей к социальным правам для представителей общественных организаций и органов власти, работающих с молодёжью в Российской Федерации, станет продолжением мер по реализации Рекомендации, а также первым подобным тренинг-курсом, проводимом на национальном уровне.
Цель:
Тренинг-курс направлен на развитие профессиональных компетенций, необходимых для поддержки молодёжных инициатив, осуществления мер и проектов, способствующих повышению доступа молодых людей к социальным правам, противодействию дискриминации и насилию, формированию и развитию инклюзивных сообществ.
Задачи:
- Обучить участников разработке, управлению, реализации и оценке социо-образовательных проектов на основе анализа фактических потребностей молодёжи и с учетом регионального/местного контекста;
- Поддержать участников в процессе разработки и реализации социо-образовательных проектов с участием и для молодёжи, способствующих продвижению доступа к социальным правам и противодействию дискриминации, эксклюзии и насилию;
- Сформировать у участников представление о правах человека и спектре мер и механизмов, которые актуальны и применимы в работе с разными категориями молодёжи на региональном и местном уровнях;
- Сформировать у участников понимание концепции образования в области прав человека и мотивировать их на использование данного подхода в повседневной работе с молодёжью;
- Развить компетенции участников, необходимые для построения эффективного взаимодействия с представителями органов власти и другими стейкхолдерами в сфере молодёжной и социальной политики с целью повышения уровня доступа молодёжи к социальным правам;
- Содействовать реализации Рекомендации CM/Rec(2015)3 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О доступе молодёжи из неблагополучных районов к социальным правам» в Российской Федерации на различных уровнях;
- Способствовать признанию ценности молодёжной работы и неформального образования в социальной и образовательной сферах на региональном и местном уровнях.
Ожидаемые результаты:
- Участники имеют представление о деятельности Совета Европы в целом и о работе его Молодёжного департамента, в частности, по вопросам доступа молодёжи к социальным правам, молодёжного участия, социальной включенности и образования в области прав человека;
- Участники имеют представление о концепции социальных прав и социальной сплоченности, ознакомлены с Европейской Социальной Хартией, Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы CM/Rec(2015)3 государствам-членам «О доступе молодёжи из неблагополучных районов к социальным правам», Пересмотренной Европейской Хартией участия молодёжи на местном и региональном уровне, тематическими планами действий Совета Европы, а также с Общеевропейской кампанией по противодействию языку вражды онлайн и др.;
- Участники имеют понимание о положении социальных прав и доступе молодёжи к социальным правам в Российской Федерации на различных уровнях, в том числе через обмен информацией по данной теме в рамках программных элементов и неформального общения;
- Участники знают и готовы использовать ресурсы, для поддержки инициатив по вопросам доступа молодёжи к социальным правам;
- Участники изучили позитивные практики в сфере доступа молодёжи к социальным правам и опыт организаций, работающих в данном направлении, а также рассмотрели возможности их применения в своей деятельности;
- Участники сформулировали идеи последующих инициатив и повысили свою мотивацию к взаимодействию и реализации совместных инициатив;
- Участники осознают, какие компетенции им необходимы для работы по вопросам обеспечения доступа молодёжи к социальным правам.
В результате образовательного процесса курса его участники:
- Будут совершенствовать свои ключевые компетенции в областях, связанных с учебной программой курса;
- Пройдут полный курс обучения: от оценки потребностей до оценки обучения;
- Получат институциональную и методологическую поддержку для разработки проектов с молодыми людьми;
- Обменяются опытом с другими участниками по актуальным вопросам тренинг-курса, определят возможные сложности и проблемы, а также способы их преодоления;
- Выстроят диалог и партнерские отношения с местными и региональными органами власти, а также с организациями гражданского общества.
На протяжении всего учебного курса участники будут улучшать свои компетенции в следующих областях:
- Понимание концепций и проявлений отчуждения, дискриминации и насилия, а также их связи с доступом к социальным правам;
- Социальные права и их значение для работы с молодёжью: понимание концепции, подходы к социальной интеграции, международные основы и соблюдение прав человека в местных реалиях;
- Разработка политики: понимание механизмов, примеры политики, соблюдающей социальные права, политические подходы, связанные с доступом молодёжи к социальным правам, роль гражданского общества в формировании политики;
- Развитие партнерских отношений с различными субъектами социальной сферы, от местных властей до гражданского общества, для разработки политики и укрепления диалога между молодыми людьми и лицами, принимающими решения;
- Проведение социального анализа и использование научно-обоснованных данных для формулирования ответов молодежной работы на проблемы дискриминации, изоляции и насилия, затрагивающие молодёжь;
- Понимание подходов образования в области прав человека, неформального образования, межкультурного обучения и их применение в работе по повышению доступа молодёжи к социальным правам, поощрению самостоятельности и социальной интеграции молодых людей;
- Трансформация конфликта в ситуациях насилия, изоляции и дискриминации, действия со стороны молодёжной работы по месту проживания;
- Полный цикл управления проектами и внедрение изменений в текущую деятельность;
- Поиск финансирования на реализацию проектов и финансовое управление проектами;
- Получение информации о возможностях европейских программах, инструментах и подходах (Совета Европы и Европейской Комиссии) для упрощения доступа молодёжи к социальным правам;
- Повышение компетентности в сфере коммуникаций и презентационных навыков;
- Создание партнерских сетей.
В тренинг-курсе примут участие 30 представителей общественных объединений и органов власти, работающих на региональном и местном уровнях с молодёжью по вопросам обеспечения доступа молодёжи к социальным правам (25 человек из субъектов Российской Федерации и 5 человек из других стран-членов Европейской Культурной Конвенции).Кандидаты на участие должны быть молодёжными или социальными работниками, которые непосредственно работают с молодыми людьми и осуществляют свою деятельность в неправительственной организации или в органах местного самоуправления, или в региональных органах власти, или в подведомственных учреждениях и т.д.К участию в тренинге-курсе приглашаются представители из обоих секторов, как правительственного, так неправительственного, которые:
- в своей ежедневной работе связаны с вопросами, касающимися молодёжной работы и молодёжной политики на территории Российской Федерации и других странах-членах Европейской Культурной Конвенции;
- имеют опыт работы с молодёжью в следующих областях: развитие молодёжной политики, права человека (и, в частности, социальные права и социальная политика), доступ молодёжи к социальными правам, социальная инклюзия через молодёжную работу. Опыт работы с молодёжью, практикующей рискованное поведение, приветствуется;
- открыты и нацелены на развитие и улучшение диалога и сотрудничества с правительственными и неправительственными партнерами в области молодёжной работы и молодёжной политики;
- имеют возможности внедрять и доводить до конца полученные в ходе курса знания в свою деятельность;
- имеют желание транслировать полученные во время тренинг-курса знания и опыт и способны инициировать и реализовывать проектные идеи;
- имеют возможность участвовать во всех четырех этапах тренинг-курса, т.е. принимать активное участие в 100% запланированной программы.
Все участники также должны:
- быть в возрасте 18-35 лет (исключения возможны);
- иметь мотивацию и потенциал для разработки проектов для и с участием молодых людей по вопросам доступа к социальным правам;
- иметь конкретную целевую группу молодых людей, с которой они будут работать в течение всего тренинг-курса;
- мотивированы к учебе и развитию своих профессиональных и личностных компетенций;
- проживать в Российской Федерации или одной из стран Европейской Культурной Конвенции;
- иметь возможность работать на русском языке.